Практически все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда их подросшие малыши вынуждены знакомиться с детским садом, а, как известно, все новое требует адаптации. В такой непривычной ситуации каждый родитель может много переживать, потому что понятия не имеет, как реагировать на капризы своего любимого чада, и когда же закончится этот период адаптации. Эта статья адресована родителям, чьи дети вступили на ступень дошкольного периода, поможет Вам разобраться, какие же ошибки совершаются при начале посещения детского сада, и как найти общий язык с ребенком в его трудный период привыкания.

Мы живем в мире, где постоянно что-то меняется, а наша психика помогает приспосабливаться к этим изменениям, потому адаптация является неотъемлемой частью нашей жизни. Ведь по своей сути, адаптация является  способностью человека приспособиться к окружающей действительности, к изменениям окружающей действительности, к внутренним переменам. Дети тоже постоянно к чему-то приспосабливаются. Отводя своего ребенка в детский сад, Вы довольно сильно меняете привычный уклад его жизни. В его жизни появляются новые обстоятельства (к которым теперь нужно привыкнуть): расставание с родителями на долгое время, нахождение в постоянном контакте с большим количеством детей и с чужим взрослым почти весь день, изменение отношений с родителями и разные бытовые моменты (строгий режим дня, новое пространство, возможно, другая еда, другое спальное место, игрушки, место для прогулок, новые правила). И потому, смена привычного образа жизни Вашего ребенка становится причиной психического напряжения, а то и стресса для его организма. На первых этапах посещения детского сада Вам важно четко понимать и быть готовыми к изменению поведения Вашего ребенка, плачу, капризам, агрессией или апатией, возможно, некоторой замкнутости, плохому сну и аппетиту, снижению познавательной активности и даже ухудшению речи, и, конечно же, снижению иммунитета - так ребенок реагирует на стресс, и, по мере привыкания к детскому саду, подобные проблемы у ребенка обычно исчезают или существенно сглаживаются.  Естественно, что в период адаптации ребенка к детскому саду и родители находятся в состоянии стресса, тоже своего рода адаптируются, но в этом плане взрослому человеку проще, нежели ребенку. Потому Ваша задача, как родителя в процессе адаптации Вашего ребенка как раз и заключается в том, чтобы минимизировать его стресс, понять,  как правильно относиться к его слезам и почему важно в этот период сразу обозначить границы.

С психологической точки зрения, сложности с адаптацией у ребенка бывают, как правило, из-за нежелания или страха родителей его отпустить от себя. Родителям для того, чтобы снизить свой уровень тревожности за свое чадо, важно осознать, что детский сад — это совсем не страшно и ребёнку важно  в его жизни научиться взаимодействовать с другими самостоятельно.

Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному, все индивидуально, действительно, одни дети скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями.  Психологи выделяют  несколько степеней адаптации к детскому саду: легкую (вливается в детский коллектив за 2-4 недели), среднюю (вливание в детский коллектив затягивается до 1,5 месяцев), тяжелую (редкие случаи, продолжительность привыкания к детскому саду до 2 лет).

К числу важнейших факторов, влияющих на успешную адаптацию к детскому саду, относятся возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации и уровень познавательного развития.

Если говорить о возрасте, то бытует мнение в психологических кругах о том, что оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – 3 года. Вспомним возрастную психологию, в возрасте 1 — 3 лет у ребенка происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к маме, потому продолжительная разлука с ней в этот период жизни вызывает у ребенка нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру. Потому, когда ребенок переступает тот самый период «кризиса 3 лет», у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от мамы, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов. Существенно облегчают в это период привыкания к детскому саду такие навыки ребенка, как приучение к горшку, умение пить из кружки, кушать  и одеваться самостоятельно.

Что касается состояния здоровья, то перед поступлением в дошкольное учреждение ребенок обязательно проходит  медосмотр, и если выявляются хронические заболевания (астма, диабет, …) не нужно этого пугаться, наоборот, у родителей появится возможность ещё раз посоветоваться с врачами по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями. То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют, в этом случае, не менее важны рекомендации врача, ведь таким детям требуются особые условия, сниженные нагрузки и медицинское наблюдение. Также не мене важна степень социализации ребенка, потому хорошо было бы заранее прививать ребенку важнейшие навыки такие, как:  самостоятельно одеваться и раздеваться, уметь пользоваться ложкой и вилкой, проситься и ходить на горшок, воспринимать разную пищу, уметь общаться со взрослыми и играть с детьми.

Итак, чтобы процесс привыкания у Вашего ребенка прошел максимально успешно, быстро и безболезненно, рекомендуется следовать простым рекомендациям:

  1. Не спешите сразу оставлять ребенка на весь день в детском саду, ведь для любого ребёнка перейти от домашней обстановки к длительному пребыванию в саду очень сложно, потому привыкание должно происходить постепенно. 
  2. Не стоит заходить в группу, наблюдать за ребенком, пусть ребенок поймет, что в группе только дети и воспитатели, мамы там нет. Если есть возможность, первое время папа может водить ребенка в детский сад, такой более мягкий переход сделает период адаптации очень быстрым и достаточно спокойным, ведь от мамы ребенка отделяет родной человек - папа, а отделение от папы уже в детском саду менее травматичное.
  3. Наберитесь терпения, старайтесь не показывать ребенку свою тревогу, поймите и обговорите с ребенком его чувства, скажите, что понимаете, что ему очень грустно и хочется остаться с мамой, но, к сожалению, это невозможно, ведь мама должна идти на работу и также успокойте его, объяснив, что Вы с папой считаете, что он уже большой и ему понравится в детском саду, когда он привыкнет.
  4. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания и встречи, и конечно же, договаривайтесь с ребенком о том, когда Вы его заберете, например «Я вернусь, когда ты поиграешь, погуляешь и пообедаешь».
  5. Знайте, часто ребёнок иначе может вести себя с другими людьми. Бывает так, когда Вы спросите воспитателей, долго ли грустил Ваш ребенок в группе, может оказаться, что после того, как дверь за Вами закрылась, ребенок мгновенно брался за какие-нибудь игрушки и больше ни разу не плакал.
  6. Обязательно организовывайте время после детского сада так, чтобы ребенку было проще адаптироваться и чувствовать себя менее уставшим, ведь когда ребёнок знает, что следует за садом, то сад проще встраивается в общий распорядок. 
  7. Дайте возможность ребенку отдохнуть дома, ведь в процессе адаптации дети истощаются не столько физически, сколько эмоционально. Эмоциональному отдыху совсем не способствует пассивный отдых дома, потому полезным для ребенка в это время будет, например, долгая веселая прогулка, ванна (вода отлично способствует снятию напряжения), спокойные игры перед сном, интересная книжка на ночь.
  8. Создайте спокойную обстановку в семье, чаще обнимайте ребенка, будьте терпимее к его капризам, ни в коем случае не пугайте и не наказывайте детским садом.
  9. Если у Вас возникли сложности с адаптацией Вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за психологической поддержкой, запишитесь на психологическую консультацию.

Итак, адаптация к детскому саду – достаточно стрессовый период для ребенка и его родителей, поэтому следование психологическим рекомендациям поможет Вам смягчить этот период, наладить контакты с Вашим ребенком и сделать Вашу жизнь более спокойной и гармоничной. Но также не стоит забывать, что привыкание к детскому саду - это не простой период, не дающий быстрых результатов, сиюминутных изменений, примите это с мыслью о том, что любое Ваше взаимодействие с ребенком, развитие навыков Вашего ребенка можно превратить в приятный процесс, где на каждом этапе Вы можете радовать ребенка и себя и, конечно же, с радостью ходить в детский сад.

Статью подготовила психолог Безрядина Юлия Сергеевна.

 

 

Безрядина Юлия Сергеевна.
© «Психологическая поддержка» 2010-2024
Тренинги и семинары Новосибирска - Самопознание.ру