Практически все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда их подросшие малыши вынуждены знакомиться с детским садом, а, как известно, все новое требует адаптации. В такой непривычной ситуации каждый родитель может много переживать, потому что понятия не имеет, как реагировать на капризы своего любимого чада, и когда же закончится этот период адаптации. Эта статья адресована родителям, чьи дети вступили на ступень дошкольного периода, поможет Вам разобраться, какие же ошибки совершаются при начале посещения детского сада, и как найти общий язык с ребенком в его трудный период привыкания.
Мы живем в мире, где постоянно что-то меняется, а наша психика помогает приспосабливаться к этим изменениям, потому адаптация является неотъемлемой частью нашей жизни. Ведь по своей сути, адаптация является способностью человека приспособиться к окружающей действительности, к изменениям окружающей действительности, к внутренним переменам. Дети тоже постоянно к чему-то приспосабливаются. Отводя своего ребенка в детский сад, Вы довольно сильно меняете привычный уклад его жизни. В его жизни появляются новые обстоятельства (к которым теперь нужно привыкнуть): расставание с родителями на долгое время, нахождение в постоянном контакте с большим количеством детей и с чужим взрослым почти весь день, изменение отношений с родителями и разные бытовые моменты (строгий режим дня, новое пространство, возможно, другая еда, другое спальное место, игрушки, место для прогулок, новые правила). И потому, смена привычного образа жизни Вашего ребенка становится причиной психического напряжения, а то и стресса для его организма. На первых этапах посещения детского сада Вам важно четко понимать и быть готовыми к изменению поведения Вашего ребенка, плачу, капризам, агрессией или апатией, возможно, некоторой замкнутости, плохому сну и аппетиту, снижению познавательной активности и даже ухудшению речи, и, конечно же, снижению иммунитета - так ребенок реагирует на стресс, и, по мере привыкания к детскому саду, подобные проблемы у ребенка обычно исчезают или существенно сглаживаются. Естественно, что в период адаптации ребенка к детскому саду и родители находятся в состоянии стресса, тоже своего рода адаптируются, но в этом плане взрослому человеку проще, нежели ребенку. Потому Ваша задача, как родителя в процессе адаптации Вашего ребенка как раз и заключается в том, чтобы минимизировать его стресс, понять, как правильно относиться к его слезам и почему важно в этот период сразу обозначить границы.
С психологической точки зрения, сложности с адаптацией у ребенка бывают, как правило, из-за нежелания или страха родителей его отпустить от себя. Родителям для того, чтобы снизить свой уровень тревожности за свое чадо, важно осознать, что детский сад — это совсем не страшно и ребёнку важно в его жизни научиться взаимодействовать с другими самостоятельно.
Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному, все индивидуально, действительно, одни дети скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Психологи выделяют несколько степеней адаптации к детскому саду: легкую (вливается в детский коллектив за 2-4 недели), среднюю (вливание в детский коллектив затягивается до 1,5 месяцев), тяжелую (редкие случаи, продолжительность привыкания к детскому саду до 2 лет).
К числу важнейших факторов, влияющих на успешную адаптацию к детскому саду, относятся возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации и уровень познавательного развития.
Если говорить о возрасте, то бытует мнение в психологических кругах о том, что оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – 3 года. Вспомним возрастную психологию, в возрасте 1 — 3 лет у ребенка происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к маме, потому продолжительная разлука с ней в этот период жизни вызывает у ребенка нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру. Потому, когда ребенок переступает тот самый период «кризиса 3 лет», у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от мамы, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов. Существенно облегчают в это период привыкания к детскому саду такие навыки ребенка, как приучение к горшку, умение пить из кружки, кушать и одеваться самостоятельно.
Что касается состояния здоровья, то перед поступлением в дошкольное учреждение ребенок обязательно проходит медосмотр, и если выявляются хронические заболевания (астма, диабет, …) не нужно этого пугаться, наоборот, у родителей появится возможность ещё раз посоветоваться с врачами по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями. То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют, в этом случае, не менее важны рекомендации врача, ведь таким детям требуются особые условия, сниженные нагрузки и медицинское наблюдение. Также не мене важна степень социализации ребенка, потому хорошо было бы заранее прививать ребенку важнейшие навыки такие, как: самостоятельно одеваться и раздеваться, уметь пользоваться ложкой и вилкой, проситься и ходить на горшок, воспринимать разную пищу, уметь общаться со взрослыми и играть с детьми.
Итак, чтобы процесс привыкания у Вашего ребенка прошел максимально успешно, быстро и безболезненно, рекомендуется следовать простым рекомендациям:
Итак, адаптация к детскому саду – достаточно стрессовый период для ребенка и его родителей, поэтому следование психологическим рекомендациям поможет Вам смягчить этот период, наладить контакты с Вашим ребенком и сделать Вашу жизнь более спокойной и гармоничной. Но также не стоит забывать, что привыкание к детскому саду - это не простой период, не дающий быстрых результатов, сиюминутных изменений, примите это с мыслью о том, что любое Ваше взаимодействие с ребенком, развитие навыков Вашего ребенка можно превратить в приятный процесс, где на каждом этапе Вы можете радовать ребенка и себя и, конечно же, с радостью ходить в детский сад.
Статью подготовила психолог Безрядина Юлия Сергеевна.