Психосоматика в детском возрасте по своей сути является реакцией ребенка на проблемы и душевное состояние мамы, и даже если внешне у мамы все в порядке, ребенок бессознательно может очень чутко реагировать именно на ее скрытые внутренние конфликты, ведь многие проблемы могут находиться в подавленном состоянии, и мама о них может даже не подозревать, а ее ребенок так транслирует свою реакцию на ее ощущение мира и себя в этом мире. Потому многие детские болезни могут для Вас стать сигналом о том, чтобы задуматься на минутку, а все ли у Вас, как у родителя, в порядке?
В моей практике был очень показательный случай клиентки-мамы, которая пришла на консультацию со своими проблемами и в ходе беседы рассказала о дочери, у которой тяжелая форма атопического дерматита. Мама ее лечит, бинтует, мажет мазью, всех врачей обошли – ничего не помогает. Стали разбираться, и выяснилось, что она крайне редко обнимает дочь. А дочь, скорее всего кинестетик (получает информацию через телесные ощущения), девочке очень важно тактильное взаимодействие, а в данном случае ребенок испытывает телесный контакт с матерью благодаря болезни, поэтому симптоматика только усиливается. В ходе проработки выяснилось, что не привыкла мама обниматься, хотя очень любит своего ребенка. Она поняла, в чем запрос, и смогла компенсировать это сознательным усилием воли. Конечно, дерматит не прошел полностью, но девочке стало намного легче. В другом случае из моей практики в семье ребенок до трех лет рос единственным, а затем его мама забеременела вторым. У старшего мальчика начались приступы удушья, его обследовали врачи, и была выявлена бронхиальная астма. В данном случае рождается второй ребенок – у первого ребенка обостряются приступы, его бронхиальная астма приобретает клинически тяжелую форму. И вот младший ребенок уезжает на пару месяцев к бабушке в деревню. Далее происходит невероятное: через неделю-две болезнь у старшего мальчика начинает протекать легче, практически исчезает потребность в ингаляторах. Ват такие яркие картины психосоматики!
С психологической точки зрения психосоматика – это связь здоровья человека с его психическим состоянием. Если вспомнить историю психологии, о психосоматике упоминалось еще в Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме, сам термин «психосоматика» был введен в общее пользование психиатром Иоганном Хайнротом, а основатель психоанализа Зигмунд Фрейд был первым, кто описал факт излечения соматического заболевания путем психотерапии. Ну и конечно заслуживает свое внимание по данной теме основатель современной психосоматики - психиатр и психоаналитик Франц Александер, разработавший концепцию специфического для болезни эмоционального конфликта и выделивший 7 специфических психосоматических заболеваний (язва двенадцатиперстной кишки, ревматоидный артрит, язвенный колит, бронхиальная астма, нейродермит, гипертензия и тиреотоксикоз). Потому можно смело утверждать, и это действительно неоспоримый факт о том, что психологические проблемы, стрессы и внутренние конфликты напрямую отражаются на работе внутренних органов и общем самочувствии человека. Как писал Р.А. Луриа: «Плачет мозг, а слезы в желудок, в сердце, в печень». Ну а что касается детской психосоматики, то тут все просто – особенно в первый год жизни ребенка, действует закон - если маме плохо, то и ребенок страдает, а проявляется это капризами, болезнями, проблемами с поведением. Если для взрослого человека психика работает как механизм адаптации, то для ребенка психика – это его мама, потому в большинстве случаев у детей психосоматика связана с отношениями в диаде «мама-ребенок». Однако вокруг этой темы бытует много мифов, которые мешают родителям нормально воспринимать ситуацию и реагировать на детские болезни. Давайте разложим все по полочкам.
Как известно, переживания, тревоги, отрицательные эмоции следует прорабатывать, их нельзя держать в себе, иначе они останутся «на хранении» в организме. Если человек сталкивается с травмирующей, приносящей душевный дискомфорт ситуацией, которая повторяется снова и снова, тогда эмоции продолжают накапливаться и, в конце концов, находят выход в виде физиологических симптомов. Так формируется психосоматическое заболевание. Исследования в психологии подтверждают, что существуют заболевания, имеющие под собой психосоматические причины, к ним относятся: простуды, ОРЗ, герпес, проблемы ЖКТ (тошнота, диарея, запор, рвота), аллергии, кожные заболевания (дерматит, экзема, псириаз), различные заболевания носоглотки (насморк, аденойдит, ангина, тонзиллит), бронхит, бронхиальная астма, хронический кашель, анемия, головные боли, нарушение сна, конъюктивит, энурез и многии другие.
Итак, запоминайте, по каким «звоночкам» Вам можно заподозрить у Вашего ребенка именно психсоматическую природу заболеваний:
Если Вы склоняетесь к мнению о том, что у Вашего ребенка именно заболевание психосоматического характера, то Вам также важно понимать и то, что психосоматика - это всегда про отношения, и с точки зрения теории психосоматики все без исключения болезни строятся на пяти основных ярких эмоциях: страх, гнев, грусть, интерес, радость. И если говорить о психосоматической природе болезни у ребенка - то это про отношения со взрослыми и отношения взрослых между собой, ведь, согласно теории психосоматики, ребенок своим здоровьем и состоянием отражает разные процессы взрослых. Потому стоит выделить три основные причины, в которых может быть корень проблемы психосоматической природы болезни ребенка: атмосфера семьи, мамины дефициты и личные травмы.
В психологических кругах выделяют ситуации, которые могут спровоцировать психосоматику у ребенка:
Важно понимать, что психосоматика основывается на нескольких важных принципах, которые обязательно должны Вы, как родители, знать, если Вы решили искать истинные причины болезни своего ребенка:
Знайте, что детская психосоматика подвержена коррекции, но при этом стоит следовать простым рекомендациям:
Безусловно, не все детские болезни вызваны психосоматикой. Для того, чтобы с уверенностью говорить о том, что заболевание имеет психосоматическую природу, нужно пройти тщательное медицинское обследование и если нет патологий, а болезнь обретает регулярный характер, плохо поддается медикаментозному лечению, имеет явную закономерность, связь с каким-то событием в жизни ребенка, важно проанализировать ситуацию и понять, что психосоматика – не симуляция, ребенок действительно болен, психологическая поддержка ни в коем случае не должна мешать медикаментозному лечению. Лучше всего, когда проблема решается комплексно, в данном случае кроме лечения врачами физических симптомов, психологическая поддержка поможет устранить психогенные факторы, вызывающие болезнь ребенка.
Статью подготовила психолог Безрядина Юлия Сергеевна.