Сегодня проблема поведения ребенка, отклоняющегося от социально-психологических и нравственных норм, как никогда актуальна для психологов, педагогов, и, конечно же, для родителей. Такое поведение в психологических кругах называется девиантный. Часто родители сталкиваются с ситуацией, когда их ребенок дерзит им, учителям, родственникам. Ничего не хочет, делает все по-своему, если что-то не по его, то он приходит в бешенство. Родители жалуются психологу: «Так, вообще, он ребенок спокойный, ласковый. Но нас беспокоит, что он не считается ни с кем, иногда бывает просто неуправляемый. Наверное, связался с плохой компанией. Что делать?» Давайте попробуем понять, кто же такие девиантные дети и в чем причина такого поведения.

Девиантное поведение характерно чаще для подросткового возраста: некоторые становятся агрессивными, кто-то замыкается в себе, а кто-то наоборот всячески старается привлечь к себе внимание. Первые признаки такого поведения, по мнению психологов, проявляются в возрасте около 12 лет, но также их можно наблюдать и в более раннем возрасте, за исключением возраста младше 5 лет. Как правило, психологи выделяют различные формы девиантного поведения: антисоциальное (воровство, мелкое хулиганство, вандализм…), асоциальное (побеги из дома, систематические пропуски в школе, агрессивное поведение, вымогательство, беспорядочные половые связи…), аутодеструктивное (курение, токсикомания, наркомания, алкоголизм, суицид…).

В.Солоухин когда-то писал: «Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но оно есть. Потом они начинают прорастать… Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом». Часто родители не могут до конца понять, как им воспитывать детей, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкоголь и пробуют наркотики и, в силу своих проблем, в конце концов, становятся правонарушителями. Может быть, где-то родители не уделяют им должного внимания, не стараются вникнуть в их внутренний мир, запаздывают с принятием мер по предупреждению отклоняющегося поведения. Поэтому, если говорить о причинах девиантного поведения, то они в действительности могут быть разнообразными. С психологической точки зрения, такое поведение – ответ на различные жизненные неприятности. Например, когда ребенка не замечают в семье, не принимают сверстники, не понимают учителя, он перестает верить в себя, ведь, по его мнению, он становится никому не нужен, и душа ребенка становится сплошной черной дырой, испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния. Эти и другие причины формируют факторы риска (семейное неблагополучие, наследственность, различные проблемы в подростковом возрасте, отсутствие прочных социальных связей у ребенка), которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение.

Как известно, подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья, а также нарушения в физическом и психологическом здоровье. Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники. В обиде на весь мир, он не желает соблюдать социальные нормы. Он не чувствует себя защищенным, и старается найти себя, совершая один поступок за другим: он начинает употреблять наркотики и заниматься ранним сексом. Решая проблемы взаимоотношений с людьми, он теряет способность адекватно выражать свои чувства, у него появляется агрессивность, и ребенок, чтобы удовлетворить свое «Я», совершает акты жесткости по отношению к слабому. Он не способен преодолевать стресс, поэтому высокое эмоциональное напряжение может вызвать у него суицидальные попытки.

Для того, чтобы «воспитывать ребенка во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях» - как говорил в свое время К.Д.Ушинский. Существуют доступные и эффективные методы работы с такими детьми: педагогические, психофармокологические, психотерапевтические, психологические. Родителям на заметку послужат 10 несложных рекомендаций при взаимодействии с детьми, а именно с подростками отклоняющегося поведения:

  1. Попробуйте определить истинную причину девиантного поведения ребенка, ведь конкретное поведение — это всегда следствие чего-то.
  2. Если у ребенка имеется нарушение в обучении, то помогите ему, поддержите в преодалении учебных трудностей, пока ребенок не почувствует успех.
  3. Если у ребенка присутствуют нарушения в поведении, то побеседуйте с ним по поводу совершенного поступка, и вместе находите пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий.
  4. Выкраивайте время на беседу по проблеме поведения с целью показать ребенку настоящие поступки, которые ценятся в обществе, чтобы закрепить их и сделать нормой его поведения. Используйте ролевые игры. Такие мероприятия должны быть систематичны и каждый раз отрефлексированы вместе с ребенком.
  5. Создайте ребенку комфортные условия, так как чаще совершаемые проступки в среде подростков – это демонстративное поведение от чувства дискомфорта.
  6. Формируйте в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенность в себе, волевые качества через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха.
  7. Если у ребенка возникают нарушения в общении, то помогите формированию у него навыки конструктивного общения посредством различных психологических техник, посещения тренингов.
  8. Научите ребенка вести здоровый образ жизни, чтобы чувствовать себя уверенным, здоровым и сильным, умеющим справиться с любой ситуацией самостоятельно.
  9. Будьте предельно внимательными к своим детям, активнее вникайте в их внутренний мир. Не забывайте интересоваться всем, что их волнует, с кем они общаются, кто их кумиры. И объясняйте, что свобода не есть вседозволенность.
  10. Если возникают сложности, желательна психологическая помощь, обратитесь к психологу, психотерапевту.

Итак, сталкиваясь с проявлениями отклоняющегося поведения у ребенка, родители нередко теряются, иногда возмущаются, испытывают желание осудить, подавить, запретить, ссылаются на негативное влияние средств массовой информации, социально-экономическое неблагополучие, биологические нарушения, снижение воспитательных воздействий. Однако нужно помнить главное: дети нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность, одиночество. Лучшим способом предупреждения отклоняющегося поведения является оказание ребенку помощи и поддержки, обеспечивающие устойчивость его поведения. Ведь самоопределившийся человек, имеющий духовно-моральный стержень, вряд ли попадет под влияние негативных норм и образцов поведения.

Статью подготовила психолог Безрядина Юлия Сергеевна.

Безрядина Юлия Сергеевна.
© «Психологическая поддержка» 2010-2024
Тренинги и семинары Новосибирска - Самопознание.ру