Ты – подросток, это нелёгкий период в твоей жизни. Ты растёшь, и кроме того, что твое тело претерпевает сложные процессы роста, перед тобой встаёт множество вопросов, на которые и взрослые то не всегда могут ответить правильно. Ты задаешься вопросами: «куда пойти учиться после окончания школы?», «какую профессию выбрать?», «почему не получается быть успешным по всем предметам в школе?», «как найти общий язык со взрослыми или сверстниками?», и так далее. Основным же для каждого подростка в это период встает вопрос - «как найти своё место в мире взрослых и сверстников?». И это значит, что ты уже вырос и готов ступить на порог самостоятельности. Ответить на многие вопросы тебе поможет профориентация.

В подростковом возрасте каждый стоит перед выбором профессии. Каждый пятый подросток расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Приведу интересный пример от родителей, обратившихся к психологу по поводу их 15-илетней дочери: «Вроде как способная девочка, но ни к чему конкретному душа не лежит, интересов нет. Куда поступать-то? Пугает неизвестность, помогите разрешить ситуацию». Другой, 14-илетний подросток которых уже «железно» определился с выбором будущей профессии. И при беседе с психологом его туманное облако представлений о выбранной профессии рассеивается, когда ему задается простой вопрос «расскажи о деятельности в выбранной профессии?». Подросток растерян, ищет поддержки в такой, казалось бы, простой ситуации. Действительно, подростков манят десятки профессий, но разобраться в таком океане с манящими карьерными горизонтами нелегко. По мнению А. Берга: «Нет неувлекательных специальностей. Есть лишь пассивные люди, не способные увлечься тем, что перед ними». Попробуем разобраться в этом.

У. Шекспир когда-то сказал: «В чем нет услады — в том и толку нет». И он был прав, ведь выбор будущей профессии порой действительно достаточно сложный процесс. В наше время психологи решили этот вопрос, на помощь пришла профориентация, которая призвана учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах социума.

С психологической точки зрения, уже к 9-му классу подростку необходимо определиться хотя бы с профессиональной средой, чтобы на протяжении последующих двух лет выбрать профессию, соответствующую способностям, психологическим и личностным качествами. Если же подросток никак не может прийти к решению (в этой ситуации он, скорее всего, обладает способностями и интересами в разных сферах), то в этом случае необходимо четко разграничить, что является профессиональным интересом, а что просто хобби. Следует также учитывать, что существует множество профессий, которые сочетают одновременно как творческие, так и способности к точным наукам. Иногда родные и близкие подростка давлением влияют на выбор определенной профессии, ссылаясь на популярность, перспективы, семейные традиции. В этой ситуации родителям стоит придерживаться простых ни к чему не обязывающих советов. А также, что очень важно, стоит учитывать интерес, склонности, задатки подростка и помнить, что окончательный выбор сделает именно он. Очень часто из-за отсутствия достаточной информации о профессиях подросток следует чужому выбору. Поэтому хорошей страховкой в выборе профессии станет профессиограмма (документ, содержащий описание содержания работы и требований к носителю определенной профессии). У многих подростков ярко выражены способности к определенным предметам. Не стоит отождествлять предмет и будущую профессию. Стоит рассмотреть все варианты профессий, связанных с выбранным предметом.

Итак, если сделать выбор для подростка является очень трудной задачей, то есть смысл обратиться к профессионалу и пройти тест на профориентацию.

Профориентация обычно проходит в несколько этапов:

  1. Диагностика профессиональных склонностей и личностных особенностей (обычно в виде нескольких тестов).
  2. Постдиагностическая беседа, в процессе которой выявляется, почему подросток хочет выбрать ту или иную профессию, что ему интересно, и что он ожидает от своей профессии.
  3. Интерпретация результатов, выводы и рекомендации.

Главное, подростку не стоит рассчитывать на то, что консультация специалиста избавит его от ответственности делать выбор. Решение нужно принимать самостоятельно. При этом важно использовать любую возможность, способную помочь принять правильное решение.

В нелегком пути к будущей профессии для начала стоит следовать простым рекомендациям:

  1. Ищите больше информации, общайтесь с представителями профессий, интересующих вас.
  2. Определите сферу ваших интересов.
  3. Пройдите тест на профориентацию.

Итак, ты – подросток и ты стоишь перед выбором профессии. Каким огромным смыслом наполнен этот выбор, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, если ты еще не определился с выбором профессии сам, то квалифицированные специалисты в области психологии и профориентации тебе помогут в этом. Есть хорошая фраза, которую сказал когда-то И. Шевелев: «Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство».

Статью подготовила психолог Безрядина Юлия Сергеевна.

Безрядина Юлия Сергеевна.
© «Психологическая поддержка» 2010-2024
Тренинги и семинары Новосибирска - Самопознание.ру