Воображение, несомненно, является важнейшей стороной нашей жизни. Альберт Эйнштейн когда-то сказал: «Логика приведёт вас из точки А в точку Б. Воображение доставит вас куда угодно». Воображение представляется, по сути, способностью человека к построению новых образов.

В истории психологии на сегодняшний момент бытует два мнения: воображение врожденное или приобретенное. Какую точку зрения выбрать, дело каждого. А вот ответы на вопросы, которые часто приходится слышать о том, «у взрослого или у ребенка лучше развито воображение?», и «как вообще следует развивать воображение?» попробуем найти.

Для начала стоит разобраться, какие же виды воображения существуют и чем они друг от друга отличаются. Психологи выделяют активное и пассивное воображение. Под активным подразумевают творческое, воссоздающее и, так называемое, антиципирующее. Творческое воображение направленно на создание новых общественно значимых образов, составляет основу творчества. Воссоздающие воображение подразумевает создание образа на основе словесного описания или условного изображения воссоздаваемого объекта, то есть некая копия раннего образа. Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Итак, активное воображение подразумевает, что образы рождаются и изменяются с участием воли человека. Противоположностью активного воображения является пассивное воображение, в котором соответственно образы рождаются и изменяются спонтанно, без участия воли человека. Примерами пассивного воображения являются галлюцинации и сновидения. Всем также, наверное, знакомы такие виды воображения, как грезы и мечты. Мечты от грез отличаются тем, что они несколько более реалистичны и в большей степени связаны с действительностью, то есть в принципе осуществимы. Воображение также может быть конкретным или абстрактным, направленным на прошлое, настоящее и будущее. По функционалу выделяют техническое, музыкальное, научное, художественное и другие виды воображения.

Как же создаются образы? Психологи раскрыли эту тайну и вывели несколько техник воображения, которые разделили на две простые группы: комбинирование (сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях) и акцентирование (подчеркивание тех или иных черт). К комбинированию можно отнести так называемую агглютинацию, подразумевающую создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств. Примеры данной техники, наверное, каждому знакомы: мифологические и сказочные образы кентавра, русалки и других сказочных персонажей. Акцентирование проявляется в трех других техниках: схематизация, гиперболизация, типизация. Схематические образы можно наблюдать на примере любого схематического рисунка. Типические образы существуют в качестве примера профессиональных образов рабочего, врача, инженера. Посредством гиперболизации создаются новые образы путем чрезмерного преувеличения или преуменьшения представлений о реально существующих предметах. Всем знакомы образы великанов, гномов и других подобных сказочных персонажей.

Итак, как говорил Наполеон I: «Воображение правит миром». Разнообразие техник воображения позволяет нам фантазировать, заниматься творчеством, использовать какие-то образы в профессиональной деятельности. Психологи утверждают, что с помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе любого аутотренинга, широко используемого в психологии для саморегуляции. Исследования также показывают, что существенное влияние воображение может оказывать на соматику. Существуют так называемые ятрогенные заболевания, причина которых в некотором внушении пациента врачом, выполняющим роль авторитета для больного. Есть также так называемые дидактогенные расстройства, суть которых лежит в ошибках педагогического воздействия на учащегося. Об этом тоже не следует забывать, ведь воображение тесно связано с эмоциями. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Воображение непосредственно влияет на эмоциональную сферу ребенка, у которого можно наблюдать, как развиваются образы воображения. Во-первых, ребенок переживание отрицательных эмоций проецирует на героях услышанных им сказок. Объясняется этот момент тем, что именно через сказки ребенок учится встречаться и справляться с отрицательными эмоциями. Далее, ребенок строит воображаемые ситуации, в которых он выступает в ярко выраженной положительной роли. В действительности, ребенок, таким образом, хочет быть сильным и смелым, например, в играх в «войнушку». И наконец, ребенок снимает возникшую угрозу своего «Я» через механизм проекции. Тут все становится понятным, если вспомнить себя в детстве. Наверняка у каждого в детстве была игрушка, которую приходилось наказывать. С психологической точки зрения, ребенок не может ответить взрослому, и он проецирует это на игрушке.

Психологи утверждают, что воображение у людей развито по-разному и по-разному проявляется в их жизни. В целом, все люди различаются по таким особенностям воображения, как сила (степень яркости возникающих образов), широта (количество образов, которые способен создать человек) и степень критичности (насколько образы создаваемые человеком близки реальности). Действительно, кто-то фонтанирует идеями, кому-то сложно сформировать даже один образ, чьи-то образы настолько нереальны, что пугают. Все это зависит от индивидуальных характеристик каждого отдельного человека. Ясно одно, что воображение и в детском, и в зрелом возрасте тренировать необходимо усиленно, ибо творческий человек и сам знает, что терпенье и труд перетрут далеко не все.

Давайте разберемся, что же нужно рекомендовать детям и их родителям для развития детского воображения. Как правило, различные упражнения и тренировки воображения заложены в курс детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Итак, прежде, чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки:

  1. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании.
  2. Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.
  3. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.
  4. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего, возможные последствия, а не абсолютные достоинства.
  5. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

Также стоит делать акцент на том, что развитию воображения могут способствовать: ситуации незавершенности; разрешение и даже поощрение множества вопросов; стимулирование независимости, самостоятельных разработок; позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых. С другой стороны развитию воображения могут препятствовать: неодобрение воображения; жесткие полоролевые стереотипы; разделение игры и обучения; готовность к изменению точки зрения; преклонение перед авторитетами.

Развитие воображения у взрослых проходит несколько сложнее, но требует аналогично серьезной концентрации и внимательности. Занятия по развитию воображения проходят чаще всего в игровой форме, независимо от возраста и социального положения участников. Итак, взрослому человеку так же стоит принять к сведению несколько советов, как развить воображение:

  1. Как можно больше читайте, смотрите фильмы и ходите на спектакли. Анализируйте поведение героев, пытайтесь ставить себя на их место и рассуждать, как бы вы повели себя в их ситуации.
  2. Будьте внимательны и наблюдательны. Старайтесь заметить каждую мелочь реальности, будь то необычные сочетания цветов на рекламном баннере или звуки флейты у стоящего в переходе музыканта. Прислушивайтесь к различным запахам и развивайте обоняние.
  3. Сочиняйте сказки и небылицы. Можно придумывать к ним иллюстрации. Старайтесь придать реальным объектам нереальные характеристика цвета, формы, объем.
  4. Меняйте ведущую руку. Как известно каждая рука отвечает заодно из полушарий мозга. Попробуйте писать или рисовать другой рукой. Это прекрасно активизирует ваш мозг, и вы увидите мир в других красках.
  5. Придумайте себе задания, подразумевающие работу с воображением. Например, попробуйте представить, что будет, если человека не сможет спать, чувствовать боли, потеряет обоняние. Или что было бы, если бы вновь ожили динозавры, животные или некоторые растения. Суть такой игры научиться представлять то, чему не суждено сбыться. Это отлично поможет развить ваше воображение.

Самое главное, развитие воображения – это уже творческий процесс. Стоит только научится мыслить неординарно. Придумывать свойства, не характерные для предметов и явлений окружающего мира. И очень скоро можно находить оригинальные и необычные способы выхода из любой жизненной ситуации.

Итак, воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературных произведений или изобретательства. Поддержу слова Дени Дидро: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком».

Статью подготовила психолог Безрядина Юлия Сергеевна.

Безрядина Юлия Сергеевна.
© «Психологическая поддержка» 2010-2024
Тренинги и семинары Новосибирска - Самопознание.ру