Женщина по своей сути слабый пол, но природа наградила ее силой - даром материнства. И этот дар как круговорот, из поколения в поколение меняет роли женщины в ее жизни. Сперва, она рождается и наделяется ролью дочери. Потом она взрослеет, как магнитом к ней притягивается ее половинка – мужчина и наделяет ее ролью жены. И наконец, когда-то она проживает жизнь своей мамы – тоже становится мамой. Эти три роли – три составляющие смысла жизни каждой женщины. Возникают ряд вопросов. Например, с какими трудностями сталкивается женщина, переходя из одного возраста в другой? Как перейти из первого статуса в третий, если, например, никогда не была замужем? Как правильно общаться и себя вести в конфликтной ситуации с мамой, мужем или ребенком?
Одна женщина как-то сказала: «Я побывала во всех стадиях, но никаких особенных трудностей не заметила. При переходе к роли жены важна необходимость научиться гармоничному сосуществованию рядом с другим человеком, к роли матери - привыкнуть к чувству ответственности. Самым сложным является не переход к роли жены или матери, а переход от роли дочери к взрослой женщине - от момента, когда о тебе заботились, и не нужно было ни о чём думать, к той границе, когда беззаботность уже позади, причём позади навсегда. Вот это действительно сложный период. И если успешно справиться с ним, уже и "жена", и "мать", в общем-то, обычное явление, и совсем не обязательно побывать женой прежде, чем стать матерью».
Рассмотрим ситуацию, когда женщина наделена уже тремя ролями. Она все еще чья-то дочь. И ее мама все так же, как когда-то в детстве переживает за нее, звонит каждые полчаса, постоянно контролирует, как дочка одета, что она покушала, не обижают ли ее коллеги на работе. А дочке то уже за 30. Эта же женщина – любимая жена, она счастлива в браке, но иногда ей кажется, что муж ее не понимает. То «ужин пересолен», то «почему задержалась на работе», а то и вовсе «чересчур страстная в постели». У этой же женщины растет прекрасная дочь, еще маленькая, всего-то 5 лет, но уже стремится быть самостоятельной. Стремится подражать старшим, у нее пропадает интерес к прежним играм и увлечениям, занятиям. Раньше дочка бежала к ней по любому поводу, рассказывала, делилась всем. А сейчас она более закрытая. Она хочет быть взрослой, но это не всегда у нее получается.
В такой ситуации, как у этой женщины, бывает сложно разделять роли, выбирать тоже не приходится. Еще бы, в суете мегаполиса, порой женщины наравне с мужчинами занимают пьедестал сильного пола, им по силам выполнять туже деятельность, водить машину, строить дома, служить в армии. Но в душе она мечтает о гармонии с самой собой и хочет с кем-то согласиться, что она еще ребенок, с кем-то обсудить взрослые бытовые трудности, и до кого-то донести, что она в ответе за того, кому подарила жизнь.
В психологии есть теория «Родитель, Взрослый, Ребенок». Психотерапевт Эрик Берн выделил три таких состояния, а моменты нашего общения с другими он назвал «трансакциями». Транзактный анализ как раз, исходя из этой теории, изучает наши контакты с другими людьми в разных состояниях нашего «я». Эрик Берн считал, что в каждый момент общения с собой или с окружающими мы находимся в каком-то из этих состояний: объективно оцениваем обстановку и принимаем решения, как Взрослый, требуем или заботимся, как Родитель, фантазируем, капризничаем или слушаемся, как Ребенок. Выше приведенный пример с женщиной тому подтверждение. Три состояния нашего «я» – это не роли, которые мы играем. Родителем, Взрослым или Ребенком мы становимся в тот или иной момент, часто не отдавая себе в этом отчета, почти автоматически. Для некоторых из нас привычно только одно из этих состояний – такие люди со всеми общаются, как послушные дети, или, наоборот, исключительно как взрослые, не позволяя себе поиграть или обидеться.
Выстраивая отношения с позиции взрослого человека, мы руководствуемся принципами реальности, умеем находить компромиссы, мы объективны, самостоятельны и действуем на основе собранной информации, а не только собственных желаний или общественных предписаний. Когда в человеке начинает действовать Родитель, это означает, что главным для него в этот момент становятся требования его собственных родителей, которые он слышал, будучи маленьким, или интонации других людей, которые в детстве были его кумирами – это может быть любимый музыкант или даже литературный герой. Третья наша ипостась – Ребенок. В ней отголосок нашего детства: тех чувств и потребностей, которые мы испытывали, когда были детьми. Ребенок просыпается в нас не только в процессе ученичества, но и когда мы говорим со своими родителями – многие замечали, что голос при разговоре с отцом или матерью ставится выше, звонче – таким, каким был в детстве. Таким же голосом чувствующие себя детьми подчиненные разговаривают с начальниками – но как только они начинают ощущать себя Взрослыми, в беседе с руководителем «прорезается» их настоящий голос.
Для того, чтобы научиться жить в гармонии с собой, правильно управлять своими ролями дочери, жены и мамы, достаточно на первом этапе использовать технику «Я-высказывание» при общении со своими родственниками. Эта техника очень проста, она состоит из пяти пунктов, которым нужно следовать при выстраивании предложений:
Наверняка каждая женщина сталкивается в нашу эпоху прогресса с ситуацией, когда ее мужчина увлекся компьютером и не замечает ее. В этой ситуации по пунктам нужно составить предложения, которые помогут грамотно объяснить мужчине ваши чувства, мысли, желания по этому поводу, избежав конфликтной ситуации.
Вы говорите ему:
Использование данной техники поможет вам избегать конфликтных ситуаций, то есть правильно использовать свои роли Родителя, Ребенка, Взрослого, ведь все три эго-состояния необходимы здоровой и гармоничной личности. Родительское состояние отвечает за культурные и нравственные ценности и убеждения, а также необходимо для воспитания детей. Взрослое состояние необходимо для разумных и зрелых суждений, объективной обработки информации. Детское состояние дарит радость творчества, самовыражения, интуиции. И для того, чтобы совладать со своими ролями и внести гармонию в жизненное русло, любой женщине надо научиться узнавать их голоса, чтобы понять, почему мы так по-разному ведем себя с другими людьми, и почему они по-разному ведут себя с нами.
Статью подготовила психолог Безрядина Юлия Сергеевна.